Художественный образ - создание смыслов в искусстве
Художественный образ - создание смыслов в искусстве
Художественный образ – есть первичная и универсальная клеточка искусства, в которой перекрещиваются все его функции и задачи. Без образности – нет искусства. Образ можно назвать формой мышления в искусстве, чувственным механизмом вызывающим эмоции. Сложность в том, чтобы на основании фактов создать живой, неповторимый и сильный образ.
Любая художественная идея требует опредмечивания. Опредмечивание происходит за счет создания художественного произведения, которое существует во времени и пространстве. Оно объективно. Именно поэтому защите интеллектуальной собственности (авторскими правами) облагаются лишь объективные творения, а не идеи. Ни одно произведение, ни одного вида искусства не может существовать без создания художественного образа. Но художественный образ и произведение – не одно и тоже.

Кто и что изображено на фотографии сверху? В этом человеке есть что-то очень неуловимо «типичное», во внешнем виде, манере держаться. Чем, любительское фото отличается от профессиональной фотографии как искусства? В первом случае, конечно, тоже могут проскальзывать некие типические черты, но они скорее случайны. В художественной же фотографии – и выбор натуры, и организация композиции, и умение распределить свет и тень, подчеркнув как Тарасевич, главные черты в облике своего героя. Ощущается рука художника – он создает художественный образ. Это и есть главная цель творчества.
Образ в театральном искусстве определяется драматургическим действием, это может быть конкретный характер человека и метафора его внутреннего состояния.
Художественный образ в романе – это история человеческой жизни. Автор раскрывает при помощи образов свое отношение к поведению людей в различных обстоятельствах и пытается вызвать такое же отношение к ним у читателя при помощи средств выразительности. Воссоздает образ действительности.
Музыкальный образ характеризуется интонационно-мелодическим строем, выразительными особенностями ритма, темпа, лада, гармонии, композицией музыкального произведения и т.д.. Исполнитель является необходимым посредником между композитором и слушателем.
Образ в кинематографе согласно Ж. Делезу – это единство двух реальностей — физической (образ-движение) и психической (образ-время).
Художественный образ не может и не должен быть абсолютной копией единичного явления. Художник не копирует натуру, а творит. Широко известно замечание О. Бальзака, что гипсовая копия превращает руку в труп, а резец скульптора выражает «жизнь руки» – этот резец выделяет характерное, существенное в запечатлеваемом им явлении.
Гете говорил, что если художник точно воспроизвел живого пуделя, надо радоваться не рождению нового произведения искусства, а новой собаки. Поэтому бессмысленны попытки отождествить литературных героев с реальными людьми. Хотя у многих и были реальные прототипы.
В-принципе невозможно воспроизвести в романе или фильме и тем более на холсте реальную жизнь реального человека. Нельзя получить исчерпывающую информацию о чьем-то внутреннем мире. Кроме того жизнь отдельного человека, даже самого выдающегося интересна, имеет общезначимый интерес далеко не полностью – необходим творческий отбор наиболее главного, наиболее существенного.
Комментариев нет: