Что такое Сайнс-арт (Science-art) на примерах мировых и российских арт-проектов
Что такое Сайнс-арт (Science-art) на примерах мировых и российских арт-проектов
Искусство сегодня может не просто сосуществовать, но и взаимодействовать с другими сферами деятельности человека. Например, с наукой. «Сайнс-арт» (от англ. science-art «наука-искусство») — один из таких случаев синтеза двух сфер — науки и искусства, возникший во-второй половине XX века. Это развивающееся направление современного искусства, «в котором при помощи современных технологий, материалов и новейших выразительных средств, основанных на научных методах, разработках и достижениях, воплощается в жизнь художественный образ».
Произведения сайнс-арт обращены к художественно-эстетическому осмыслению и научному освоению природы с помощью современных технологий, техники. Это показ широкой публике процессов, происходящих в современной науке и в малодоступных лабораториях и отображение этого в искусстве путём эстетизации научно-технических и технологических явлений.
Признаки принадлежности арт-проекта к сайенс-арт:
- взаимодействие искусства и естественных наук;
- присутствие научной проблематики;
- применение научно-технических материалов (химических материалов, лабораторного инструментария, живых систем) как новых средств художественной выразительности;
- творческая коллаборация художника и учёного (или соединение этих ролей в одном человеке);
- экспертная оценка арт-проекта как произведения сайнс-арта.
В течение своего развития сайнс-арт сформировал внутри себя множество ответвлений в соответствии с опорой на определённую научную дисциплину и используемые технологии:

«Био-арт»
«Био-арт» (термин бразильско-американского художника и биоинженера Э. Каца; конец XX в.) существует на стыке искусства и биологии. Художники при создании приведений искусства используют биотехнологии, генную инженерию, микроорганизмы, живые ткани, экологические и средовые проявления. Надо отметить, что широко популярны фотографии, на которых запечатлены чашки Петри с различными изображениями и узорами из бактерий, созданные микробиологами и художниками. Например, нервные клетки из микробов появляются в совместной работе «Нейроны» микробиолога Мехмета Беркмена и испанской художницы Марии Пенил Кобо.

Или же работа микробиолога Таши Штурм «Отпечаток руки», где разрослись разные колонии бактерий:

«Робо-арт»
«Робо-арт» (вторая половина XX в.) существует на стыке искусства и робототехники. Художники в этом случае применяют «технологии автоматизации и робототехники, вживления в живой организм бионических модификаций». Одним из известных художников этого направления является австралийский художник-концептуалист под псевдонимом STELARC и его «Третья рука» (1980), где к телу артиста прикрепляется искусственная роботизированная рука с пятью пальцами, способная к независимым движениям (сжатие-отпускание, захват-отпускание и вращение запястья). Эта форма телесного протеза не только способна совершать сложные движения, но и включает в себя систему тактильной обратной связи для рудиментарного чувства осязания. Художник также исследовал возможность писать одновременно правой и третьей рукой (которая была прикреплена к его правой руке.
Комментариев нет: